Шлямбура - памятка первопроходцу

Попробуем разобраться, какой шлямбур выбрать. Есть три варианта: диаметр 8 мм, диаметр 10 мм и диаметр 12 мм

Шлямбура - памятка первопроходцу

Вы - амбициозный восходитель, приверженец классической техники восхождений (снизу вверх). Вы приезжаете в Крым с целью пройти новый маршрут максимальной сложности. Сразу же вы столкнетесь с проблемой отсутствия путеводного рельефа, то есть путеводных трещин, полок, каминов. Все логичные маршруты уже пройдены до вас и остается выбирать только коридоры между маршрутами, где есть мало-мальски пригодный рельеф. Здесь и возникает проблема страховки, то есть передвигаться по рельефу (чаще всего это плита) возможно, а страховаться нет. Решения у проблемы два: или работать от трещины до трещины без страховки, или бить шлямбура.

Хорошо, если от трещины до трещины не далеко, рельеф лежачий и т.д. и т.п. А если нет? А если расстояние измеряется десятками метров, стена стоит, а то и висит, передвигаться приходится на скайхуках по рельефу (не пробивая дырочек), полет возможен с каждой последующей точки ИТО. Веревка, уходящая к страхующему, в лучшем случае, простегнута в те же скайхуки, а расстояние до надежной предыдущей точки уже 5-7 метров. Впереди все та же плита. Приходится бить шлямбур.

Попробуем разобраться, какой шлямбур выбрать?

Есть три варианта:

1. Диаметр 8 мм длина 20 мм, время забивки 5мин, нагрузка 800 кг.

2. Диаметр 10 мм, длина 30 мм, время забивки 15мин, нагрузка 1500 кг.

3. Диаметр 12 мм, длина 40 мм, время забивки 20-30мин, нагрузка 2000 кг.

Скорее всего, стоя на «плохом» скайхуке, чувствуя под собой хороший полет, решающим аргументом в выборе шлямбура будет скорость его забивки, а вовсе не нагрузка, которую он выдержит.

Не сложно посчитать время пробивки одной веревки шлямбурами диаметром 12 мм, где количество шлямбуров до 8 шт. Искомое время-два часа. Количество «станций» равно количеству шлямбуров, то есть 8 шт. Сложность веревки упала на одну категорию. Вам уже не нужно изобретать тормозные ступени из скайхуков, пломб, коперхэдов, крючьев, так как шлямбур фирмы Petzl D=12мм выдержит ваш полет с любой высоты. Но разве за это вы боролись? Разве не вы хотели создать сложный маршрут с максимально стремным ИТО А4?

Так что же получается: шлямбур D=8мм-это А4, а D=10мм или D=12мм уже нет? Вопрос спорный. Попробуйте сходить маршруты «Мачомбо» (Морчека) и «Самурай» (Шаан-кая), после чего продолжим спор. Последний, - детище нашей команды (команды Mixt).

Вы можете сказать, что сложность маршрута можно наверстать на естественном рельефе (трещины, камины, карнизы). Так вот: после ИТО по плите, добравшись до трещины (в Крыму почти нет тупых, неглубоких трещин), поймете, что движение стало намного проще и, скорее всего ваши надежды развеяться как утренний туман. Почти любая Крымская трещина - это ИТО не выше А2.

Я намеренно не упоминаю о свободном лазании. В этом меня можно упрекнуть, но опять же после того, как попробуете пройти один из перечисленных ранее маршрутов или осуществите свой первопроход подобного уровня. По опыту можно сказать, что если лазание выше 6а, а впереди не видно спасительного куста, трещины или полки, вероятность полета достаточно высока, а он может привести к вырыву всей страховочной цепи. Чтобы этого не произошло нужно лезть и страховаться, на что не всегда хватает сил, да и на плите сделать это очень трудно даже с ИТО, не говоря о лазании.

Некоторые последующие восходители предпочитают использовать удочки длиной 3 и более метров. На этот случай в арсенале первопроходцев имеются съемные шлямбура, после которых остаются только отверстия D=8мм, длиной 20мм. Забросить удочку сюда значительно сложнее, а также встегнуться со свободного лазания не удастся. Это гарантирует, что последующие восходители будут двигаться также, как и первопроходцы. Шлямбура все стандартные, да и качество сегмента (он же ваш) можно оценить заранее.

И несколько слов о станциях. Их можно оборудовать шлямбурами, с максимальной надежностью, начиная с 8мм и заканчивая 16мм. Вполне хватит 2 шт. D=10мм и длиной 40мм. Станция должна выдержать рывок, если только вы не суперэкстремал и не готовите маршрут А6. Всем первопроходцам и их последователям удачи!

Фото: Александр Кузмицкий

strannik.fst.kg

Статьи

Комментарии ()