Навесная переправа - вариант наведения самосъемной переправы

Вариант наведения самосъемной навесной переправы. Материалы в помощь слушателям. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам 2 - 6 категории.

Навесная переправа - вариант наведения самосъемной переправы

Вариант наведения самосъемной навесной переправы. Материалы в помощь слушателям. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам 2 - 6 категории.

Авторы — составители: Богащенко Ю. А., Бормотов И. В. Москва — 1989 г.

Общие сведения

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника.

Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам II – III категорий сложности. Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

Снаряжение

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

  • основная верёвка диаметром 10–12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4–6 м. Эта верёвка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикреплённых к верёвке при помощи карабина;
  • основная верёвка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6–10 м. Эта верёвка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой верёвке;
  • основная верёвка диаметром 10 мм, длиной 3–4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;
  • не менее восьми карабинов;
  • блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой верёвки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;
  • две петли из двойной вспомогательной верёвки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой верёвки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих петель двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);
Рис 1. Блок с карабином Рис 2. Петля из двойного<br> репшнура Рис 3. Петля прусика
  • каска, спасжилет;
  • спиннинг или лёгкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной верёвок.

Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой. Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

Выбор места наведения

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

  • наименьшая ширина реки;
  • надёжные деревья, растущие неподалёку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой верёвки;
  • небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;
  • достаточное превышение точек крепления грузовой верёвки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжёлый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
  • возможность переправы одного из участников каким–либо способом неподалёку от планируемого места навесной переправы.

Переправа участника

Для того, чтобы закрепить грузовую верёвку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.

При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • каска;
  • личная страховочная система;
  • спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и ёмкость для салика, если возможна переправа на нем.

Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

Подготовительные работы

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной верёвок через реку.

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку верёвками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы верёвок.

Если река широкая и не удаётся перебросить верёвку через неё, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной верёвки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску верёвку на свой берег.

Рис.4. Связывание лески и веревки

Когда конец транспортировочной верёвки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной верёвке вяжется петля проводника. На конце грузовой верёвки вяжется узел «восьмёрка».

Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой верёвки.

Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа «праща» (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

Рис.5. Приспособление для перебрасывания шнура

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу.

Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надёжность и возможность развязывания под нагрузкой.

При креплении верёвки за дерево используются узды: «удавка», «простой штык» со «шлагом», «рыбацкий штык».

При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется «простой штык» (рис. 6).

Рис.6. Узел "простой штык"

При вязке узлов типа «штык» необходима их надёжная страховка контрольными узлами. Узел «булинь», предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надёжности узла «удавка»:

  • применяется только для вязки вокруг дерева;
  • диаметр дерева но менее 20 см;
  • количество перехлестов не менее трёх;
  • все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца верёвки должна составлять не менее 2 м.

Конец транспортировочной верёвки закрепляется на противоположном берегу узлом «карабинная удавка» вокруг какой–либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе верёвки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой верёвки.

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой верёвки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закреплённую на скальном участке тремя крючьями.

Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь.

Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из брёвен и засыпать её камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Такие опоры устанавливались в своё время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р. Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста.

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной верёвки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3–4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной верёвки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры.

При вязке петель используют узел встречный «восьмёркой» с клиновидной деревянной закладкой.

Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между верёвкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защёлкиваются два карабина, в нижнюю — один.

Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой верёвке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлёй опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую верёвку над рекой.

Рис.7. Схема полиспаста

Грузовая верёвка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.

Таким образом, получается полиспаст, который теоретически даёт выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы.

Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

Наведение переправы

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую верёвку и приступают к натяжке.

В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.

При большой длине переправы, высокой эластичности верёвки или при малом расстоянии от опоры до воды не удаётся достичь хорошей натяжки грузовой верёвки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается. После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая верёвка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмёрка» с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защёлкивается карабин.

Место узла выбирается с таким расчётом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую верёвку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой верёвки.

Вместо «восьмёрки» можно использовать узел «карабинный полубулинь» (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надёжность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Рис.8. Узел "Карабинный полубулинь"

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка верёвки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая верёвка и карабин, пристёгнутый за неё. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой верёвки и опоры.

Чтобы не упустить в воду транспортировочную верёвку, её закрепляют в карабин грузовой верёвки узлом «восьмёрка». Можно грузовую верёвку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит её за счёт трения грузовой верёвки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой верёвки.

При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой;
  • при натягивании грузовой верёвки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

Переправа участников и рюкзаков

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой верёвке. На грузовую верёвку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком.

Посередине транспортировочной верёвки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин.

Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой' верёвке к противоположному берегу (рис. 9).

Рис.9. Общий вид навесной переправы

Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную верёвку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдаёт транспортировочную верёвку. Оба страхующих работают в рукавицах.

Обычно в конце переправы из–за провисания верёвки туристу приходится двигаться с подъёмом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную верёвку.

Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстёгивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной верёвкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.

Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной верёвки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки.

Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой верёвки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.

Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристёгиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная верёвка и свободный конец грузовой верёвки во время его движения по переправе и последующего вытягивания верёвок с противоположного берега.

При малом превышении точек закрепления грузовой верёвки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлёстыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжёлого участника недопустимы спешка и лихачество.

Как только турист начнёт касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной верёвки на исходный берег.

Точку закрепления грузовой верёвки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под неё, а степень натяжки грузовой верёвки увеличивают.

В случае значительного наклона грузовой верёвки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной верёвки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой верёвки, захлёстыванию тяжёлых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

Снятие переправы

Конец транспортировочной верёвки на исходном берегу закреплён в карабине петли грузовой верёвки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную верёвку с противоположного берега, то грузовая верёвка будет скользить через карабин вокруг опоры.

После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую верёвку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную верёвку и начинают вытягивать верёвки. Так как грузовая верёвка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать верёвки нужно быстро. После вытягивания верёвки маркируются и на этом переправа заканчивается.

Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.

Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощённом варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

strannik.fst.kg

Статьи

Комментарии ()