Отчёт о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту (2005 г.)

Отчет о горном походе 3 к.с. по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) пройденном группой туристов т\к «Странник» в период с 15 августа по 29 августа 2005 года

Отчёт о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту (2005 г.)

Отчет о горном походе 3-й категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет) пройденном группой туристов турклуба «СТРАННИК» в период с 15 августа  по 29 августа 2005 года.

Маршрутная книжка № 6/2005 (МКК ТСС КР)

Руководитель группы:  Агафонов В. А.
Email: strannik-school@gmail.com

Справочные сведения

Проводящая организация: Турклуб «СТРАННИК»
Место проведения: Северный Тянь-Шань, Киргизский хребет
Вид туризма: Горный
Категория сложности: 3 (Третья)
Протяженность активной части: 139 км.
Продолжительность: 15 дней.
Ходовых дней: 13 дней.

Нитка маршрута заявленная

г. Бишкек – ущ. Кегеты – ущ. Атжайлоо – ущ. Уч-Тор – пер. Чон (3900, 1Б) – ущ. Туюк – пер. Кок-Мойнок (н/к) – ущ. Кок-Мойнок – пер.Муз-бытый Сев. (3900, 1А) – ущ. Бытый – ущ. Иссык-Ата – лед. Ивероновой (Искра) – пер. Искра Центр (4150, 2А) – лед. С. Рериха (Салык В.) – ущ. Салык – ущ. Аламедин – ущ. Алтын-Тор – пер. Инструментальщик (4300, 2А) – лед. Топ-Карагай – ущ. Топ-Карагай – ущ. Ала-Арча – г.Бишкек.

Нитка маршрута пройденная:

г. Бишкек – ущ. Кегеты – ущ. Атжайлоо – пер. № 297 (2А) - лед. Б. Уларовый – ущ. Туюк – пер. Кок-Мойнок (н/к) – ущ. Кок-Мойнок – пер. Кок-мойнок З. (Чон-Партак) (3400, 1А) – ущ. Иссык-Ата – лед. Ивероновой (Искра) – пер. Искра Центр (4150, 2А) – лед. С. Рериха (Салык В.) – ущ. Салык – ущ. Аламедин – ущ. Алтын-Тор – лед. Маяковского (Кара-Тоо)  - пер. Инструментальщик (4300, 2А) – лед. Топ-Карагай – ущ. Топ-Карагай – ущ. Ала-Арча – г. Бишкек.

Определяющие препятствия

Вид препятствия Наименование Категория трудности Характер препятствия Путь прохождения
Перевал Искра Центр 2А,  4150м снежно-ледовый р. Иссык-Ата - лед. Ивероновой (Искра) –лед. С. Рериха – р. Салык
Перевал Инструментальщик 2А, 4300м снежно – скально - ледовый р. Аламедин – р. Алтын-Тор – лед. Маяковского (Кара-тоо) – лед. Топ-карагай – ущ. Топ-Карагай – ущ. Ала-Арча

Состав группы

Содержание отчёта

Идея похода

Для повышения спортивной квалификации учеников и инструкторов турклуба Странник был спланирован данный поход 3-й категории сложности. Район Киргизского хребта выбран не случайно. Несмотря на относительную близость населённых пунктов и расположение его в самой густонаселённой части республики на Киргизском хребте всё ещё много белых пятен и безымянных перевалов,  несомненно, представляющих большой интерес для туристов.

Все локальные препятствия, запланированные на маршруте, проходятся нами впервые. Нитка маршрута пролегает по самой высокой (средней) части Киргизского хребта. Примечательно разнообразие климатических зон встречающихся на маршруте.

Прохождение перевалов потребовало от участников знания большого арсенала технических приёмов используемых в горном туризме. В целом поход был задуман как учебный.

Варианты подъезда и отъезда

До ущелья Кегеты мы добирались на легковой автомашине, которая смогла довезти нас до пионерского лагеря расположенного у входа в ущелье. Если  нанять более проходимый транспорт, например автомашину «НИВА» или «УАЗ», то можно сократить пешую часть маршрута примерно на 10 км. и доехать вверх по ущелью до места впадения р. Атжайлоо.

Из г. Токмак до села, расположенного рядом с пионерлагерем в ущ. Кегеты можно добраться на рейсовой маршрутке. В свою очередь из Бишкека до Токмака также ходят рейсовые автобусы и маршрутки. В конце маршрута, из ущ. Ала-Арча до Бишкека добирались попутным транспортом, напрашиваясь к отъезжающим отдыхающим. Хотим сразу предупредить, что это не надёжный вариант и использовался нами исключительно из-за недостатка финансовых средств.

Также можно спуститься 11км. от альплагеря до шлагбаума у въезда в природный парк Ала-Арча и сесть на маршрутку до Бишкека. Но после маршрута это достаточно утомительно. Также в альплагере работают сотовые телефоны и можно без проблем вызвать такси из города, которое с комфортом доставит вас куда пожелаете. 

Аварийные выходы с маршрута

Аварийных  выходов с маршрута достаточно много. В частности из любого ущелья проходимого нами на маршруте не более 10 км.  до ближайшей чабанской стоянки и не более 20 км. до ближайшего населённого пункта.

Выходы из ущелий достаточно густо заселены. Имеется автомобильный транспорт и телефонная связь. На чабанских стоянках можно попросить помощи в транспортировке (нанять лошадь).

Запасных вариантов специально не планировали, но из-за скудности сведений собранных о перевалах первой половины маршрута,  допускали отклонения в ту или иную сторону, без снижения категории сложности локальных препятствий.

Причины изменения маршрута

Уже в самом начале маршрута нам пришлось корректировать первоначальный план и график движения. Началось всё с поломки нанятой нами автомашины, и мы не доехали 12 км до запланированной точки старта пешей части маршрута. В результате первая ночёвка была организована на водопаде в ущ. Кегеты,  а не в ущ. Атжайлоо как планировалось.

Далее, из-за неблагоприятных метеоусловий (туман), мы несмотря на специально предпринятую разведку не нашли пер. Чон (3900, 1Б),  и вместо него с предварительной разведкой прошли безымянный перевал под № 297 на орографической схеме Киргизского хребта. Перевал соответствует указанной 2-й категории сложности.

Вместо следующего перевала Муз-бытый Сев. (3900, 1А) мы решили пройти перевал Кок-Мойнок З. (Чон-Партак) (3400, 1А). Этот перевал органично вписывается в нитку маршрута и несомненно является более логичным путём из ущ. Кок-Мойнок в ущ. Иссык-Ата в нашем случае.

Этот перевал изначально не был назван на орографической схеме Киргизского хребта по которой мы прокладывали нитку маршрута. На месте же мы подробно проконсультировались с чабанами по поводу этого перевала и собрав достаточно сведений решили пройти его. Мы не пожалели, поскольку это позволило нам пройти по самой лесистой части Иссык-Атинского ущелья, которое в это время года необычайно красиво. Так же мы немного сократили  маршрут, компенсировав лишние километры, пройденные нами в ущ. Кегеты.

Несмотря на это, нагоняя накопившееся отставание от графика мы не позволили себе организовать  плановую днёвку в ущ. Иссык-Ата.

Далее, от развилки ущ. Иссык-Ата и ущ. Батый наш маршрут строго придерживался запланированного пути.   Ещё на леднике Маяковского (Кара-Тоо) из-за неблагоприятных метеоусловий (сильный снегопад) пришлось сделать вынужденную днёвку, что в прочем никак не повлияло на запланированную дату возвращения с маршрута в Бишкек.

График движения

День пути Дата Участок маршрута Протя- жённость (км) Способ передвижения ЧХВ (часы) Определяющие препятствия на участке
1.  15.08 г. Бишкек – ущ.Кегеты (немного не доезжая до Пионерлагеря) 80 Авто 2,5 Поломка автомашины на которой добирались до Кегеты
  -//- по ущ. Кегеты Пионерлагерь - водопад 12 Пешком 3 нет
2. 16.08 ущ. Кегеты (Водопад) – ущ.Атжайлоо (альпийсая зона) 13 Пешком 6 нет
3. 17.08 ущ.Атжайлоо (альпийсая зона) – верховья Атжайлоо 7 Пешком 2 нет
4. 18.08 пер. №297 (2А) – лед. Б.Уларовый – ущ.Туюк 11 Пешком 7 пер.№ 297 (2А)
5. 19.08 пер.Кок-Мойнок (н/к) – ущ.Кок-Мойнок – ущ. Чон-Партак 8 пешком 4 пер.Кок-Мойнок (н/к)
6. 20.08 пер.Кок-мойнок З. (Чон-Партак) (3400,1А) – ущ.Иссык-Ата 11 Пешком 6,5 пер.Кок-мойнок З. (Чон-Партак)(3400,1А)
7. 21.08 ущ.Иссык-Ата – лед.Ивероновой (Искра) 16 Пешком 8 Брод  р.Бытый (без применения специального снаряжения)
8. 22.08 пер.Искра Центр (4150,2А) – лед.С.Рериха 7 Пешком 6,5 пер.Искра Центр (4150,2А)
9. 23.08 лед.С.Рериха – ущ.Салык – ущ.Аламедин 21 Пешком 8 Брод р.Туюк-Тор и р.Алтын-Тор (переправа вброд по перилам)
10. 24.08 Плановая ДНЁВКА 0 Пешком 0 нет
11. 25.08 ущ.Аламедин – ущ.Алтын-Тор – под ледник Маяковского (Кара-тоо) 7 Пешком 3,5 Брод  через ручей Каратоо
12. 26.08 лед.Маяковского – нижний цирк ледника 3 Пешком 7 Ледниковые трещины лед.Маяковского, ледяные склоны большой крутизны
13. 27.08 Вынужденная ДНЁВКА 0 Пешком 0 Сильный снегопад (угроза заваливания палатки)
14. 28.08 пер.Инструментальщик (4300,2А) – лед.Топ-Карагай 6 Пешком 6 пер.Инструментальщик (4300,2А)
15. 29.08 лед.Топ-Карагай – ущ.Ала-Арча - Алплагерь 17 Пешком 5 нет
  -//- Альплагерь – Бишкек 45 Авто 1 нет

Общая протяжённость пешей части маршрута – 139 км.

Протяжённость автомобильной части – 125 км . 

Техническое описание

1-й день:

День заезда на маршрут. Выехали с Бишкека на легковой автомашине примерно в 11.00. До ущ. Кегеты ехали по трассе Бишкек-Токмак, и немного не доезжая до Токмака, в селе Ивановка повернули направо в сторону гор (на юг). Здесь ещё километров 20-25 идёт неплохая асфальтированная дорога, затем только просёлочная.

Машина в дороге сломалось. Примерно 1,5 часа ушло на ремонт и в результате мы всё равно не доехали до запланированного места около 12 км. Погода отличная, светит солнце и тяжело вздохнув, немного опечаленные таким началом маршруты мы двинули в путь.

По вполне приличной грунтовой дороге мы дошагали таки до водопада в ущ. Кегеты. Его хорошо видно с дороги. Время 17.30. Здесь есть удобные площадки под палатки. Решаем остановиться на ночлег.

ущ. КегетыВодопад в ущ. Кегеты

2-й день

Выход в 8.30. В сторону ущ. Атжайлоо ведёт грунтовая дорога в достаточно приличном состоянии. Однако до самой турбазы расположенной у входа в ущ. Атжайлоо доедет лишь автомашина повышенной проходимости – например НИВА или УАЗик.

Режим движения 40 мин. идём + 10 мин. привал. До турбазы добрались в 10.20. Хозяев нет на месте. Домики открыты. Вокруг видны следы селя сошедшего здесь в прошлом году. Почти всё пространство вокруг домов завалено камнями.   Турбаза представляет из себя два одноэтажных сборно-щитовых домика советских времён с несколькими входами. Рядом имеется отдельно стоящая каменная баня, отделанная внутри деревом. Баня в хорошем состоянии и судя по всему в рабочем состоянии. Париться мы не стали и немного перекусив отправились дальше вверх по ущелью Атжайлоо.

Сразу за турбазой тропа вброд переходит на левый берег реки. Здесь очень живописно. Склон покрыт мощным хвойным лесом, есть земляника и грибы (лисички, сыроежки). По дороге во время привалов насобирали немного грибочков к обеду. В 12.05 на границе лесной зоны останавливаемся на обед.

ущ. Ат-Джайлоо

В 13.30 продолжили путь. Пошёл дождь, который не прекращается до вечера. Накрываемся накидками и двигаем дальше. Подходим к старым, заросшим травой моренным выносам посередине ущелья, обходим их по левому борту . Тропа переходит на правый берег ручья. Дождь не прекращается и в 17.00 ставим лагерь на небольшой защищённой от ветра площадке.

3-й день

Выход в 8.30. Продолжаем подъём вдоль русла ручья  по левой стороне ущелья. Немного не доходя до ледникового цирка решаем сделать обед и разведку перевала.

Время 11.00. Результаты разведки не утешительные. Туман не позволил найти дорогу к перевалу Чон. Разведка ещё одного направления (на перевал №297) (орография Киргизского хр.) дала лучший результат. Можно было рассмотреть детально весь путь подъёма на перевал. Снега с нашей стороны перевала нет и после долгих раздумий решаем изменить маршрут и пройти вместо перевала Чон – перевал № 297.

До вечера моросит дождь, временами туман. Продолжать движение  сегодня бессмысленно (взять перевал всё равно не успеем) и мы остаёмся на ночёвку у небольшого сухого левого притока реки Атжайлоо, напротив на правой стороне ущелья возвышается громадный скальный бастион.

4-й день

7.30 выход. Подъём вдоль сухого русла ручья являющегося левым притоком Атжайлоо. Через два перехода выходим к перевальному цирку.  Снега нет, склоны покрыты мелкой и средней осыпью. Наиболее доступная седловина на наш взгляд справа по ходу движения.

Не сбрасывая высоты траверсируем осыпной склон прижимаясь ближе к верхним скалам. Самостраховка с помощью ледоруба. Под скалами перевальной седловины одеваем страховочные системы и кошки. На седловину выходим по узкому снежно-ледовому кулуару крутизной 45º.

Время  11.00. Погода резко портиться, пошёл снег (крупой) становится холодно. Туман, видимость минимальная. До ухудшения погоды удаётся рассмотреть и обозначить путь спуска, это возможно прямо вниз с перевальной седловины на ледник Б. Уларовый. Перевал безымянный, тура нет. Делаем тур, ложим записку с номером перевала (согласно орографической схеме).

Вид на пер. № 297 с Восточной стороныПод седловиной пер. № 297 с восточной стороныНа пер. № 297 – готовимся к спуску

Начало спуска в 11.40. С перевала вешаем 1 верёвку перил  и проходим короткий скальный участок (20м). Перила крепим с помощью расходной петли за скальный выступ. Внизу один закрытый бергшрунд, который проходим  по снежному мосту.

Первая веревка спуска с пер. № 297 на западСпуск с пер. № 297 на западСпуск с пер. № 297 на запад, на ледник Б. Уларовый

Далее двигаемся по леднику в связках, сначала с попеременной - через ледоруб, затем с одновременной страховкой. Ледник закрытый, снег мокрый, прилипает к кошкам. На выполаживании ледника  принимаем вправо и выходим на правобережную морену, где можно  развязаться и снять кошки. Время 13.40 – делаем обед.

Под ледником Б. Уларовый. Вид на пер. № 297 с западаВид на пер. № 297 с пер. № 277

Спуск с перевала по леднику занял ровно два часа. Выход с обеда в 15.40, спуск на север в ущ. Туюк правым бортом ущелья по конгломератному моренному гребню вдоль ледника. В 17.30 закончили спуск по моренным нагромождениям в виде огромных бугров и двигаемся вдоль русла ручья вытекающего множеством маленьких ручейков из под моренных выносов. Здесь ущелье сужается. По бокам крутые скальные отвесы. Скалы разрушены и сильно поросли травой. Как позже мы выяснили у чабанов эту щель они называют - Теке-Тор, соседнюю (левее) щель - Чё-Тёр.

К реке Туюк спустились в 18.30. На левом склоне р.Туюк виднеется чабанская стоянка, напротив неё через реку перекинуты брёвна, по которым мы и переправились. Чабаны любезно пригласили нас на чай и даже накормили  ужином. Настоящие макароны по флотски с картошкой – хорошее дополнение к нашему скудному сублимированному меню, да и чай с настоящим сахаром согревает душу.

С места ночёвки хорошо видно наш следующий н/к перевал Кок-Мойнок. Склоны ущелья Туюк покрыты арчой, есть дрова. До темноты успеваем поставить палатки. Погода портится, начинает моросить дождь.

ущ. Туюк. На заднем плане н\к перевал Кок-Мойнок

5-й день

Выход в 8.00. За два небольших перехода заходим  на перевал Кок-Мойнок (н/к). Время  8.55. Через несколько метров спуска с перевала открывается вид на озеро Кок-Мойнок (справа по ходу). Слева от него хорошо видно узкое ущелье, которое приведёт нас в ущелье Иссык-Ата, через перевал Чон-Партак. Делаем привал около озера.

В 10.00 начинаем подъём на запад от озера к перевалу. Тропа идёт только в самом начале подъёма, далее ущелье сужается, продолжаем движение  по высохшему руслу ручья. От озера до самого перевального взлёта воды нет, и лишь  под самым перевалом в одном месте из под  земли вытекает вода. Здесь останавливаемся на обед. Время 13.30. Самочуствие участников неважное. Делаем разведку перевала и ставим лагерь. Мест под палатку нет. С трудом на каменистом склоне выравниваем площадку под палатку.

На заднем плане озеро Кок-МойнокВид на перевал №277 (Чон-Партак) с востока. Седловина справа по ходу

6-й день

Выход 9.00. Подъём на перевал по левому борту ущелья (см.фото) вдоль скал по крупной каменистой осыпи. Протяжённость перевального взлёта 300м. Крутизна склона до 45º. Осыпь крупная, камни хорошо держат, тропы нет. На седловину вышли к 10.00.  Записки нет. Строим тур и кладём записку с номером перевала (№277 по орографической схеме). Перевал ориентирован с запада на восток. Спуск прямо вниз на запад по среднеосыпному склону крутизной 45º. Внизу на западе  видно зелёные полянки где  пасутся лошади. С перевала  на востоке видно часть озера Кок-Мойнок. В 15.00 спустились по ущ. Чон-Партак вдоль русла ручья до Иссык-Аты.

Перевальный взлет с востока - перевала №277 (Чон-Партак)Подъем от озера Кок-Мойнок к перевалу №277 (Чон-Партак)Вид на перевал №277 (Чон-Партак) с запада

Ущ. Чон-Партак узкое, скалистое, много маленьких водопадов. Один большой водопад высотой более 20м приходится обходить по склону с правой стороны. Тропы как таковой нет. Спуск очень утомительный, занял много времени, хотя ущелье очень живописное, но людьми из-за сложности рельефа посещается редко. Как оказалось позднее мы выбрали неправильный путь спуска. Как объяснили чабаны, сразу после перевала влево (на запад) через хребты уходит тропа ведущая к г. Батвей, куда нам и надо было попасть.

Спуск по живописному ущ. Чон-Партак в ущ. Иссык-Ата

Обедаем на удобной полянке в долине р. Иссык-Ата до 17.00. В Ыссык-Ате много Арчи, барбариса, встречается смородина, шиповник. Ущелье широкое. Тропа есть на обоих берегах.

Мы продолжаем подъём по правому берегу. К 18.30 дошли до развилки р. Батый и Иссык-Ата. Моста нет и приходится делать брод р. Батый таджикским способом. На ночёвку встали возле чабанской палатки  под г. Батвей. Чабана зовут Сабыржан. Очень гостеприимный. Накормил нас курдаком из козлятины, чаем от души…

В гостях у Сабыржана на развилке Иссык-Ата - Батый

7-й день

Выход в 8.00.  Не завтракаем. После вчерашнего курдака аппетита нет. Довольствуемся чаем и в путь.

Иссык-Ату решаем не переходить  и по тропе начинаем подъём правым берегом. Первые 1,5 км тропа хорошая, затем пропадает. Пробираемся через заросли кустарников. Примерно в 4 км. выше развилки на левом берегу виднеется  характерный большой валун, после которого остаётся пройти ещё полкилометра до моста. Мост мы не переходим и продолжаем подъём правым берегом.

в ущ. Иссык-Ата

Высоко на левом борту долины  справа  над  мостом  виднеется  конечная  морена ледника, в верховьях которогорасположен  перевал  Буревестник(1Б), ведущий в урочище Кентор.

Выше по течению склоны долинырезко сходятся, тропа поднимается на откос правого берега, а затем спускается к  разливу,  расположенному  выше  сужения  русла. Выше разлива долина перегорожена древней мореной, прорезанной рекой слева  по ходу.  По тропе поднимаемся  до верха завала,  и через один короткий переход уже спускаемся с него к следующему разливу. В отличии от предыдущего, вода здесь гораздо чище и прозрачнее. Обходим разлив по правому берегу до его истоков, множества мелких ручейков вытекающих прямо из под горы. Сливаясь они и образуют  это разлив. Выше по течению начинаются безжизненные  моренно-осыпные холмы. Перейдя на левый берег, у крайнего левого ручья останавливаемся на обед. Время 14.45.

Разлив реки в верховьях ущ. Иссык-Ата

С левого берега к разливу спускается некрутой осыпной  склон,  поросший чахлой  травой,  по которому мы и начинаем подъём  в 16.30.  Вскоре склон постепенно выполаживаясь приводит нас к беспорядочному нагромождению морен ледника  Ивероновой  (Искра). И  уже  отсюда  виден  водораздельный  гребень  с  ярко выраженной  снежной  седловиной  перевала  Карнизный (2А). (Перевал оправдывает своё  название,  ибо  ещё  издалека  виднеется  большой  по местным масштабам снежный наддув на гребне).

На пути к перевалу Искра Ц. - под ледником Ивероновой

Продолжаем путь по моренам вверх, выбирая дорогу ближе к левому  борту  с  выходом  на неявно выраженный боковой  моренный  вал.  В 19.30 встали на ночёвку практически под ледником.  Сильно устали. Здесь есть ровные галечниковые площадки под палатки, правда до воды далековато ходить.

8-й день

Выход 8.00. За час поднимаемся практически под перевальный взлёт, почти без набора высоты, связываемся, одеваем кошки.  Время 9.30.  Отсюда хорошо виден перевал Карнизный (2А) и наш перевал.

Седловина перевала Искра Ц. расположена в северно-западном плече вершины 4579 м. Перевальный склон снежно-ледовый (40-45°) пересекают три бергшрунда. Справа и слева от нашей седловины в верхней части склона видны большие ледовые разломы и под ними следы старых ледовых обвалов; под жандармом (справа по ходу) видны следы падения камней.

Вид на седловину перевала Искра Центральный (левее жандарма по ходу)

Начинаем подъем прямо под седловиной.  Попеременная страховка через ледоруб.  Две верёвки пришлось крепить на ледобуры. Погода сильно портится, начинает идти снег, порывистый ветер, нас время от времени накрывает туманом. Перед третьим наиболее большим бергом, склон несколько выполаживается, поэтому здесь больше снега. Этот бергшрунд разорван на 1,5-2 метра, но почти полностью закрыт снегом, опасные места переползаем на четвереньках.  Снег хорошо держит. На седловину вышли в 13.50.  Погода ужасная, ветер усилился.

Находим тур, снимаем записку Московских туристов (руководитель Лукьянов) от 20.08.2004 г. и быстро вниз. Короткий пологий спуск (20°) выводит на плато — верховья ледника Салык В.  Ледник закрытый.  По леднику идём в связках с одновременной страховкой. Сначала уходим вправо (на северо-запад), там более пологий спуск, затем всё время левее (западнее), обходя трещины.

Ледник раскрывается, слегка запорошенный снегом, начавшим идти с утра, становится более крутым.  В этом месте ледник раздваивается огибая большой разрушенный скальный жандарм. Спускаемся по левой ветви (крутизна 30°), до основного тела ледника Салык В.  Идем вниз, здесь ледник плоский, изредка изрезанный трещинами. Через переход доходим до слияния ледников В. и З. Салык  (С. Рериха и Н. Рериха).  Отсюда открывается отличная панорама Аламединской стены.

В 16.20 ставим палатки на удобных моренных площадках рядом с водой  в правой части ледника, не доходя до  ледникового озерца. Снег не прекращается и только к вечеру немного распогоживается.

После прохождения перевала Искра Ц.

9-й день

Выход в 10.00. С утра морозно и ясно. Спуск вниз по правобережной морене. Там где заканчивается лёд переходим по камням ледниковую реку и продолжаем движение ближе к левому борту долины, иногда натыкаясь на тропинку.

Примерно через два часа спуска, ниже конечной морены начинаются заросли кустов, тропа идет вдоль русла, а затем переходит на правый берег.  Делаем 20 мин. привал и за 1,5 часа сбегаем до устья р. Салык. Через р. Салык (около устья) перекинут полуразрушенный мостик, рядом стоят палатки пастухов. Время 15.00 - пора обедать.

В 17.00 продолжаем движение вверх по ущ. Аламедин правым берегом. Необходимо дойти до р. Алтын-Тор, там заброска, наши запасы совсем иссякли, а оставаться без ужина никому не хотелось. В 21.00  переходим вброд через Туюк-Тор и Алтын-Тор и в 22.00 ставим лагерь на обжитой полянке  посреди берёзовой рощи.

Погода хорошая. Лакомимся «деликатесами» из долгожданной заброски, сушимся у костра и спать.

На развилке в ущ. Аламедин

10-й день

ДНЕВКА – Погода снова ухудшилась, небо затянуто тучами. Ближе к обеду начал моросить дождик. Но нам это не сильно мешает. Мы выспались, подремонтировали снаряжение и конечно-же хорошо отъедались.

Развилка ущ. Аламедин (Алтын-Тор - Ашу-Тор). Вид со стороны ущ. Алтын-Тор

11-й день

Выход в 11.00 – начинаем подъём вдоль левого берега Алтын-тора. После небольшого взлёта выходим  на пологую долину русла реки Алтын-Тор. Здесь тропа теряется, движемся по широкому сухому руслу реки. За два перехода доходим до левого притока вытекающего из под ледника Карато,  места впадения левого притока Кара-тоо, начинаем подъём вдоль ручья Кара-тоо к леднику. Чуть выше впадения переходим вброд ручей Кара-тоо и в 13.30  останавливаемся на обед на зелёных лужайках, среди кустарника на берегу ручья. Погода отличная. Светит солнце, дует свежий ветерок (с/з).

Дальнейший путь на северо-запад к правому борту ледника, подъём по правобережной морене к телу ледника. В 16.50 встаём на ночёвку под ледником на небольшой утоптанной площадке «Орлиное гнездо». Здесь достаточно места чтобы поставить одну 4-х местную палатку, или две маленьких.

Погода нестабильная, осадков нет, но дует порывистый ветер и временами затягивает всё туманом. Ужинаем, пьём чай и спать. Отсюда хорошо видно путь нашего дальнейшего подъёма по правому конгломератному моренному гребню заходя на ледник с правого борта. Этот путь кажется самым логичным и безопасным.

Язык ледника Кара-ТооНочевка под ледником Кара-Тоо - стоянка «Орлиное гнездо»

12-й день

Выход в 9.45. Светит солнце, ветрено.  По морене поднимаемся до чистого льда примерно к 11.45,  связываемся, одеваем кошки.  Первый подъём на ледник достаточно крутой (45º), приходится вешать  перила. Тем временем  погода портится, туман, снег, ветер.  Ледник очень сильно изрезан трещинами. В 13.30 на последнем кусочке морены делаем обед.

Погода ухудшается. Идём в связках с попеременной страховкой, часто приходится вешать перила на ледобуры. Продолжает идти снег, постепенно закрывая трещины. Перед входом в верхний цирк, ледник немного выполаживается, трещин становится меньше, позволяя идти с одновременной страховкой. В 19.00 утрамбовываем в снегу площадку под палатку в нижнем цирке ледника. Сильный туман, продолжает идти снег.

Начало подъема на лед. Кара-ТооПодъем на ледник Кара-ТооЛедопад на лед. Кара-Тоо

13-й день

Снег продолжал идти всё ночь  и весь день. Туман. Выход пришлось отменить. Пережидаем непогоду в палатке, время от времени вылезая, чтобы расчистить её от снега. К вечеру снега навалило более 60 см. Снегопад утих но не прекратился.

Вынужденная отсидка в снегопад на леднике Кара-Тоо

14-й день

Выход в 10.30. Погодные условия идеальные, ярко светит солнце, на небе ни одного облачка из нижнего цирка. До выхода успели немного подсушиться. Начинаем подъём в верхний цирк ледника, крутизна склона до 30º, затем ледник снова выполаживается (в верхнем цирке). Снег очень глубокий и рыхлый, к тому же сырой,  передвигаться достаточно тяжело. В верхний цирк вышли в 11.30. Отсюда открывается вид на наш перевал.

Вид на перевал Кара-Тоо (Инструментальщик) с востока

От подножия перевального взлёта поднимаемся вверх по снежному склону (30°) к началу маленькой скальной полочки. Скальный кулуар сильно забит снегом, крутизна в среднем 45º.  Проходим его в связках с попеременной страховкой.

С седловины над нами нависает достаточно большой снежный карниз. Под ним забиваем крючья  для перил и самостраховки. Карниз обходим слева (по ходу) и вылезаем на седловину в 15.00.

Последние 100 метров подъема на перевал Кара-Тоо

В скалах справа находим тур без записки. Попытки написать свою записку окончились неудачно. На перевале сильный ветер, одежда и перчатки основательно промокшие на подъёме, моментально окоченели. Быстро фотографируем и начинаем спуск прямо вниз  по крутому фирновому склону (до 45º)  к плоскому закрытому лед. Топ-Карагай. Движение в связках, попеременная страховка через ледоруб. До плато ледника примерно 3 – 4 верёвки спуска. В конце третьей верёвки преодолели по снежному мостику небольшой бергшрунд. Немного спустившись по леднику выходим на первую правобережную морену и останавливаемся на перекус.

Вид с перевала Кара-Тоо

Ледник Кара-тоо в верхней части закрытый, затем немного  открывается, но далеко не везде и не весь, вчерашний грандиозный снегопад сильно усложнил нам задачу.  Спускаемся в связках, придерживаясь правой стороны.  Ставим лагерь  в 18.30 на правой боковой марене ледника, перед поворотом ледника направо (по ходу).

Вид с седловины перевала в сторону ущ. Топ-КарагайВид на перевал Кара-Тоо с ледника Топ-Карагай

15-й день

Выход в 9.00. Погода ясная, продолжаем спуск по правому борту ледника, по моренному гребню. Иногда попадаются каменные турики. В 10.45 спустились к ручью, вытекающему из под  моренных валов ледника. Ущелье в этом месте сужается. Появляется трава. Отсюда продолжаем спуск  по тропе идущей также вдоль правого берега ручья.

утро на леднике Топ-Карагай (с места ночевки)

В 12.30 спустились к реке Ала-арча. Останавливаемся на обед на удобном  оборудованном месте расположенном в лесу по левому берегу ручья Топ-Карагай. Воды в ручье достаточно много, приходится «бродить» на противоположный  берег по воде. Доедаем остатки продовольствия, сушим снаряжение, приводим в порядок внешний вид.

ущ. Ала-Арча

Для того чтобы спустится в Альплагерь переходим на левый берег реки Ала-арча  по небольшому железному мостику чуть выше места впадения р. Топ-Карагай. В Альплагере мы в 17.00. До города добрались на попутных машинах вместе с отдыхающими. Вот и закончен наш маршрут.

В альплагере Ала-Арча по завершению маршрута

Потенциально опасные участки

пер.Искра Центр (4150,2А)

Прохождение перевала требует  знания техники страховки на крутых снежных  и ледовых склонах. Восточный склон в зависимости от метеоусловий может быть лавиноопасен. В нашем случае лавинной опасности не возникало, но на перевальном взлёте нам пришлось переползти три закрытых бергшрунда, опасность провалиться в которые была вполне реальной. Ледник С.Рериха был закрытый. На леднике множество трещин.  Необходимо быть  чрезвычайно осторожным. Движение только в связках, с соблюдением всех правил передвижения по закрытому леднику. Участники должны знать технику самовылаза из ледниковых трещин.

брод через р.Аламедин

Лучше проводить в месте слияния рек Туюк-Тор и Алтын-Тор, поочереди перебродив сначала одну, затем другу реку. Специальное снаряжение требуется только при броде через р.Туюк-Тор. Мы натягивали перила, которые сдёрнули с другого берега. Первый переправлялся с опорой на ледоруб и страховкой на двух усах.

лед. Маяковского(Кара-тоо)

Ледник достаточно крутой и изрезан многочисленными трещинами. Нам повезло, и большая часть ледника была открытой. При подъёме на ледник в самом его начале по правому краю постоянная угроза падения мелких и крупных камней, поэтому обязательны каски. Одного нашего товарища это спасло от тяжёлой травмы. Передвижение только с попеременной страховкой. При подъёме в верхний цирк несколько раз пришлось вешать перила на ледобуры.

пер.Инструментальщик (4300,2А)

При подходе к перевалу с восточной стороны в верхнем цирке ледника Маяковского есть реальная угроза лавинной опасности. В зависимости от метеоусловий лавиноопасен может быть и сам перевальный склон. В нашем случае угроза схода лавины сохранялась до самого перевального взлёта (выпало очень много снега). Западная часть перевала относительно безопасна. Ледник Топ-Карагай в верхней части закрытый и пологий. Трещин мы не заметили.

Интересные объекты на маршруте

ущ. Салык

В ущелье очень много дикой чёрной смородины. Также с ледника Салык открывается  красивая панорама Аламединской подковы (пики Усечёнка, Киргизстан, Аламединская стена З.)

оз. Кок-Мойнок

Имеет небольшие размеры и малую глубину , зато в нём кристально чистая вода и озеро выглядит достаточно живописно, особенно в солнечную погоду. Оно несомненно достойно посещения.

ущ. Иссык-Ата

Переход по правой стороне  ущелья Иссык-Ата до горы Батый доставил нам большое удовольствие. Хорошая тропа, склон густо покрыт  смешанным лесом. Очень красиво.

ущ. Аламедин

У подножия горы Аман-Тоо раскинулась великолепная берёзовая роща. Здесь много дров, много земляники. Есть чёрная смородина, шиповник. Если вам повезёт, то сможете полакомиться грибами. Организовать днёвку в этом месте – святое дело.

водопад в ущ. Кегеты

Является местной достопримечательностью и местом паломничества многочисленных туристов любителей. К сожалению удовольствие от посещения данного места омрачает большое количество синтетического мусора оставленного людьми (пакеты, банки, бутылки и т. д.)

Дополнительные сведения

Перечень группового специального снаряжения

  1. Верёвка основная Ø10мм. * 45м. – 2шт.
  2. Ледовый молоток – 1
  3. Ледобуры – 8 (2 вида)
  4. Крючья скальные – 8 (2 вида швеллеров)
  5. капроновая бечёвка для сдёргивания верёвки – 40м.
  6. куски основной верёвки на расходные петли – 5шт*5м.
  7. карабины – 8 шт

Перечень  группового (бивачного) снаряжения

  1. палатка (брезентовая) со стойками – 1
  2. тент на палатку (полиэтилен 3*4м.) – 1
  3. примус ШМЕЛЬ – 1
  4. примус ТУРИСТ - 1
  5. газовая горелка – 1
  6. бензин – 8 литров
  7. газ – 5 баллонов по 230гр.
  8. котелок (V – 4л. и 5л.) – 2
  9. кусок стеклоткани для горелки – 1
  10. ремнабор (состав прилагается) – 1
  11. аптечка (состав прилагается) – 1

Перечень личного снаряжения на каждого участника

  1. рюкзак – 80л - 1
  2. ботинки типа ВИБРАМ – 1
  3. спальник –1
  4. каремат – 1
  5. пуховка – 1
  6. накидка от дождя (полиэтилен) – 1
  7. носки простые – 2пары
  8. носки шерстяные – 2 пары
  9. брюки из прочной ткани – 1
  10. бахилы – 1
  11. тонкое шерстяное трико или х/б – 1
  12. футболка х/б – 2
  13. штормовка – 1
  14. тёплая кофта или свитер – 1
  15. панама – 1
  16. шерстяная спортивная шапочка – 1
  17. шорты – 1
  18. трусы запасные – 1
  19. очки солнцезащитные с футляром – 1
  20. вазелин или гигиеническая помада – 1
  21. перчатки – 1
  22. верхонки брезентовые – 1
  23. фонарик электрический – 1
  24. КЛМН (кружка, ложка, миска, нож)
  25. фляжка для воды (не обязательно)
  26. туалетные принадлежности (туал. бумага, зубная паста и щётка, полотенце, мыло)
  27. крем от загара –1 
  28. бандана х/б – 1
  29. лёгкие спортивные кроссовки – 1
  30. блокнотик + гелиевая ручка и карандаш
  31. спички – 4 коробка (2 запаять в полиэтилен)

Личное специальное (на каждого участника)

  1. каска – 1
  2. ледоруб – 1
  3. страховочная система – 1
  4. верёвка Ø10мм -5м. для блокировки обвязки
  5. репшнур Ø5мм  – 2шт * 5м.
  6. карабин – 4
  7. жумар – 1
  8. кошки – 1
  9. спусковое устройство (лепесток, восьмёрка) – 1

Состав аптечки

№ п/п Наименование Кол- во Расфасовка, дозировка Показания к применению
1. Бинты стерильные (средние) 8 рулон Перевязка ран, порезов, переломов
2. Бинт эластичный 2 рулон Перевязка суставов при растяжении
3. Вата стерильная 1 стандартная упаковка обработка ран, порезов, мозолей
4. Лейкопластырь обычный 1 рулон Закрепление повязки
5. Лейкопластырь бактерицидный 12 стандарт Гнойные, кровоточащие порезы
6. Термометр в чехле 1    
7. Йод 1   Антисептик для обработки ран
8. Марганцовка 1   Обеззараживание воды, промывание желудка,
9. Перекись водорода 1 5% раствор Обработка ран, потёртостей, мозолей
10. Спирт медицинский 150г.    
11. Сода питьевая 30гр.   Понижение кислотности в желудке, полоскание горла, наружные воспалительные процессы
12. Нашатырный спирт 2 ампулы  
13. Детский крем 1 мазь  
14. Анальгин 3 стандарт по10табл. обезболивающее
15. Аспирин 3 стандарт Жаропонижающее, болеутоляющее
16. Активированный уголь 2 стандарт Пищевые отравления
17. Кордиамин 1   Острое расстройство кровообращения, сердечная недостаточность
18. Валидол 1 стандарт Невроз, истерия, морская болезнь
19. Олететрин 2   Антибиотик широкого спектра действия (перитонит, фурункулёз)
20. Левомицетин 2 стандарт Антибиотик (кишечные инфекции)
21. Сульфадимезин 3 стандарт Антибиотик широкого спектра действия (пневмония, ангина)
22. Фурацилин 3 стандарт Антибактериальный препарат, промывание ран
23. Но-шпа 1 стандарт Спазмы желудка и кишечника
24. Аскорбиновая кислота 3 стандарт Витамин С
25. Димедрол 2 стандарт аллергические реакции от лекарств
26. Фталазол 1 стандарт Дизентерия
27. Преднизолон 3 Ампулы Травматический Шок
28. Фуросемид 2 Ампулы + таблетки Отёк лёгких, мозга
29. Трамал, баралгин 3 Ампулы Обезболивающее
30. Диазолин 2 Стандарт Аллергия
31. Фуразолидон 1 Стандарт Кишечные инфекции
32. Сульфацил натрия 1 Капли Воспаления глаз
33. Пантенол 1 Флакон Ожоги
34. Шприцы с иглами 8   Для инъекций
35. Жгут кровоостанавливающий 1    
36. Финалгон 1 Мазь Согревающая, мышечные боли
  40. Ампицилин 1 Упаковка (ампулы) Антибиотик
41 Гентомицин 1 Упаковка (ампулы) Антибиотик
42 Скальпель 1    
43 Гастал 1 Стандарт желудочное

Состав ремнабора

  1. пассатижи малые - 1
  2. шило - 1
  3. сапожный крючок- 1
  4. нитки капроновые толстые и средние – по 1 мотку
  5. нитки шёлковые обыкновенные – 1 моток
  6. иглы разные 10 шт (5 с большим ушком)
  7. булавки разные 10шт.
  8. веревочка d 2-3 мм- 10м.
  9. тонкая стальная и медная проволока - 5 м.
  10. супер клей: - 1тюбик (клеить подошвы)
  11. ножницы маленькие - 1
  12. кусочки брезента, кожи (чинить кожаную обувь)
  13. скотч (самый широкий) – 1 рулон
  14. ремнабор для примуса + смазка для насоса – 1

Питание

Продукты для похода мы разделили на две части.  Продукты  запланированные на 9-15 дни пути мы закупили в обычном виде (не сублимированные), упаковали и оставили в заброске в ущ. Аламедин.

Питание  на 1-9 дни было заказано нами в фирме JAWA FOOD, г. Бишкек (Email: jawa1956@gmail.com) тел: +996555890067 (Виктор Яхонтов). Это продукты быстрого приготовления, специально предназначенные для туристов-путешественников.

Питание представляло собой конкретные блюда (каши и супы) в сухом виде, упакованные в специальную упаковку рассчитанные на определённое количество порций. Большинство из них совсем не требует варки или готовится очень быстро. Эти продукты существенно облегчили вес наших рюкзаков.

Вместо хлеба были взяты сухари из лепёшек. Также впервые попробовали вместо сахара взять сахарин. Вполне сносно.   Сыпучие продукты в заброску были пересыпаны в пластиковые бутылки, но даже это не смогло уберечь их от диких животных. Один пластиковый бутыль с сахаром был прогрызен насквозь, что нас честно говоря очень удивило. Такой прыти от зверьков мы не ожидали.

На перекус брали смесь из сухофруктов и орехов (изюм, курага, арахис и т. д.), шоколадную пасту, конфеты, рыбные консервы.

Бюджет похода

№ п/п Наименование расходов Израсходованная сумма (сом) Пересчёт в доллары
1. Продукты с упаковкой 3450 84
2. Доукомплектование Аптечки 1000 24
3. Фотоплёнка 220 5,4
4. Проезд 400 9,8
5. Бензин 140 3,4
6. Газ 100 2,4
7. Полиэтилен на палатку 140 3,4
8. Итого: 5450 133

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут в целом считаем пройденным успешно, несмотря на допущенные изменения первоначальной нитки маршрута (о которых кстати нисколько не жалеем).

Разнообразие пройденных природных и климатических зон, богатый растительный и животный мир района путешествия позволяет рекомендовать данный маршрут  тем  группам, которые ближе хотят познакомиться с природными условиями Киргизского хребта.

Особенно интересен данный маршрут со спортивной точки зрения. Разнообразие встречающихся препятствий позволят на практике отработать большой спектр технических приёмов, используемых в спортивном горном туризме. Группам решившим повторить данный маршрут рекомендуем в первую очередь серьёзно отнестись к периоду предпоходной подготовки группы, акклиматизацию и конечно же тщательнейшим образом подобрать, подогнать и проверить снаряжение планированное для использования на маршруте. 

Учитывая линейность  маршрута,  рекомендуется заброска  продуктов. Обращаем внимание на тщательность упаковки съестного (киргизские  млекопитающие настолько прожорливы, что умудрились прогрызть даже пластиковую бутылку с сахаром в нашей заброске). Не забывайте тёплые вещи, климатические условия высотной части Киргизского хребта достаточно суровы даже в самое жаркое время года. Желаем всем успешного прохождения.

Прикрепленные файлы

  1. Маршрутная книжка doc (166.5 КБ)
  2. Орографическая схема с ниткой маршрута gif (595.04 КБ)
  3. Паспорт перевала Инструментальщик (2А, 4300) pdf (131.02 КБ)
  4. Паспорт перевала Искра Центр (2А, 4150) pdf (130.82 КБ)

Отчеты

strannik.fst.kg